Доступная среда

Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. К сожалению, сегодня увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы ДОУ вне специальных условий. Именно поэтому наметились иные подходы к обучению и воспитанию таких детей и направлены они на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.

Доступная (безбарьерная) среда – это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инвалидности, доступная среда – это среда, которую беспрепятственно могут использовать люди с любыми нарушениями – физическими, сенсорными или интеллектуальными. Другими словами, безбарьерная среда – открытое образовательное пространство, сочетающее в себе взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие возможности для полноценного развития и образования детей дошкольного возраста, в том числе детей с физическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Нормативные акты международного и федерального значения

Нормативные акты местного самоуправления

Локальные акты МБДОУ

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 249 разработан Паспорт доступности, согласно которому на данный момент основное здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности. Ведутся подготовительные работы по созданию условий для организации доступной среды инвалидам.

Предоставление услуг на объекте (МБДОУ № 249)

  • Имеются стоянки для автотранспортных средств инвалидов
  • Адаптированные лифты отсутствуют
  • Поручни, пандусы, раздвижные двери отсутствуют
  • Сменные кресла-коляски отсутствуют
  • На входе в модульный детский сад имеется безбарьерный подъезд и пандус для МГН
  • Ширина дверных проемов в групповые помещения МДС имеют ширину проема, позволяющую свободное перемещение МГН
  • Имеется знак доступности для МГН
  • Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне отсутствуют
  • Имеется спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители)
  • Сурдопереводчик, тьютор в штате отсутствуют
  • Услуги в дистанционном режиме не предоставляются
  • Услуги по месту жительства инвалида не предоставляются

Предметно-развивающая среда

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому в МБДОУ необходимо создать такие условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам.

Педагоги МБДОУ стремятся создать в группах условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в МБДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, игрушки для развития сенсорики. В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинет педагога-психолога оборудован техническими средствами обучения:

  • программно-аппаратный комплекс "Колибри"
  • аудиосистемы для коллективного и индивидуального пользования
  • "Удивительный кот"
  • робототехнические наборы "Matata LAB"
  • программное обеспечение для работы с детьми с ОВЗ "Сова"

Вниманию родителей!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
  3. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий (ИКТ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения, проектная деятельность, метод моделирования, деятельностный подход, сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники, здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, разминка для пальцев, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, релаксационные паузы, психогимнастика, музыкотерапия, пальцевый массаж).

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)

01 minobrnauki02_gu03_minzdrav04_potrebnadzornavigator-deti06_mintrud
07_rosobrnadzor08_pravogovru09_11210_minobrro11_gerb-rnd12_rostobrnadzor